oleg_butenko (oleg_butenko) wrote,
oleg_butenko
oleg_butenko

Categories:

Ричард Флорида «Креативный класс» / О креаклах

Понятно, почему в России группу людей, "меняющих будущее" (в России нет креативного класса) стали называть «креаклами». Россия – это антимодернистское общество, и осознание того, что в авангарде современного общества должны находиться свободные, независимые и творческие люди, претит как истэблишменту, так и широкому общественному мнению. А если мы добавим к этому, что численность креаклов обычно имеет положительную корреляцию с геями (т.е. если в каком-то городе, например, Сан-Франциско, много креаклов, то, вероятнее всего, там много и геев) и отрицательную корреляцию с рабочим классом, то станет ясно, что речь идет о Содоме, Гоморре, кощунстве и анти-скрепах.

Влиятельные книги по социологии имеют одну неприятную особенность: их хорошо знают по названиям, но не читают. Все слышали о «Протестантской этике» Вебера, но мало кто читал; многие слышали о «Постиндустриальном обществе» Белла, потому что название этой книги дало определение самому явлению, но никто не читал.

Та же неприятность произошла и с книгой Флориды. Поэтому я проанализирую концепцию – в том виде, в котором она получила распространение, и отдельно – саму книгу.

Итак, в современном обществе возникла большая группа людей, находящихся на переднем крае экономического и культурного развития, настолько большая и влиятельная, что ее можно назвать классом. Их объединяет креативность. Все определения креативности весьма невнятны, и Флорида тоже не дал четкого определения. Скажем так, это творчество, включенное в организованную экономическую деятельность.

Само слово класс отсылает нас к марксизму, поэтому концепция креативного класса, безусловно, неомарксистская, но не левая и не эгалитаристская. Трудно предсказать, что скажут ортодоксы-марксисты, ознакомившись с ней. Она им не понравится, потому что гораздо проще управлять и предсказывать поведение рабочего класса. Рабочий класс так ни разу за всю историю не взял власть в свои руки, не стал гегемоном, а теперь и вовсе сошел с исторической арены. А креаклами невозможно управлять по определению.

Теперь перейдем, собственно, к книге. К креативному классу Флорида относит людей по профессиональному признаку: архитекторы, музыканты, программисты, дизайнеры, преподаватели университетов… Но своего креативного парикмахера, весьма модного и дорого, Флорида записывает в «обслуживающий класс». А почему, собственно? Почему архитектора, работающего по шаблонам, мы должны записывать в «креативный класс», а парикмахера или кондитера – в обслуживающий? Почему программисты – это креативный класс? Скажем, Роберт Райх выделял группу символьных аналитиков на том основании, что они занимаются анализом и преобразованием символов: букв, цифр, графиков, нот и т.д. Этот подход, возможно, не такой эффектный, но зато более научный и точный.

Общее впечатление о книге – она слабая. Некоторые страницы навевают тоску, как будто читаешь скучное запыленное руководство по кадровому менеджменту. Т.н. креативная география автора сводится к банальщине: жить лучше там, где больше возможностей для культурного досуга, больше свободы и рабочих мест. Короче, лучше там, где лучше.
Стоит ли читать книгу? Да, в связи с отсутствием качественной литературы по этой теме.

Tags: общество, прочитано мной
Subscribe

  • Джон Баррон. КГБ сегодня. Невидимые щупальца

    Баррон пишет очень интересно, его книга «КГБ сегодня» читается как остросюжетный детектив. Он опубликовал ее в 1983 году, а спустя всего…

  • Сериал «Корона»

    The Crown (TV series). 2014 - наст. время. У публики нездоровый интерес к британской королевской семье, и этим объясняется успех сериала, потому что…

  • Ван Гог. Письма

    Есть книги, которые читаешь с пользой, а есть книги, которые читаешь с удовольствием. Письма Ван Гога я прочел с удовольствием. Ван Гог у меня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments