oleg_butenko (oleg_butenko) wrote,
oleg_butenko
oleg_butenko

Categories:

Институты и путь к современной экономике. Авнер Грайф

Авнер Грайф. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли/
Avner Greif. Institutions and the Path to the Modern Economy. Cambridge University Press, 2010, 503p.


Где-то читал, что автору прочили Нобелевскую премию за эту работу, но что-то не сложилось. Может, когда-нибудь дадут?

Книга весьма сложна, но интересна. Автор синтезирует различные методы: теорию игр, культурологию, религиоведение, экономику, исторический анализ и т.д. и приходит к порой неожиданным, но поучительным результатам. Например, к тому, что рыночная экспансия и экономическое развитие НЕ нуждаются в эффективном государстве. 388 В позднем средневековье центральную роль в коммерческой экспансии и экономическим развитии сыграли экономические и политические корпорации. 389 Если это так, то впору вспомнить об анархо-синдикализме Прудона и Бакунина.

Формально Грайф пишет о периоде 1050-1350гг, но всем должно быть ясно, что на самом деле эта работа о современности, и его анализ институтов вполне применим и к современным институтам, западным и незападным. Но почему все-таки этот период? Грайф поясняет, что именно в это время исламская цивилизация находилась в зените, но постепенно начинала сдавать свои позиции.

Ответ на вопрос «почему?» содержится на 4 стр.:«Социально полезные институты содействуют кооперации и действиям, преумножающим благосостояние. Они обеспечивают фундамент для рынков путем эффективного определения, защиты и изменения прав собственности; обеспечения безопасности контрактов; поощрения специализации и обмена». Отсюда вытекает центровой вопрос социальной науки и истории: почему одни общества эволюционируют по определенным траекториям институционального развития, а другие общества проваливаются в попытках адаптировать институты, способствующие экономическому успеху.

Верования, нормы и организации, унаследованные из прошлого, будут частично ставить предварительные условия при движении к новым институтам. Координируется этот процесс или нет, но институциональные элементы из прошлого влияют на выбор институтов из технологически возможных альтернатив. Прошлое, инкапсулированное в институциональных элементах, направляет институциональные изменения и ведет эволюцию общества вдоль определенных институциональных траекторий. С. 17 Это приводит автора к удивительному заключению, что «история имеет значение». 188

По-моему, несколько абстрактно и витиевато, но понятно: прошлое, инкапсулированное в КГБ, ведет российское общество в сторону чекизма.

Институты – это система правил, верований, норм и организаций, которые совокупно производят регулярность социального поведения. 30

Примерно треть книги посвящена сопоставлению таких феноменов средневековья, как Магрибы, Генуя, Венеция, в меньшей степени – Ганза и исламские экономические институты.



Средневековая Генуя

Магрибы – евреи-купцы, в X веке покинувшие Багдад по политическим мотивам и осевшие в северной Африке, в основном, Тунисе и Египте. 61 Их торговая сеть в Средиземноморье держалась исключительно на репутации. Юридические системы христианских и мусульманских стран для них не имели значения. Проворовавшийся агент наказывался тем, что его никто больше не нанимал, т.о. долгосрочное сотрудничество межу агентом и его патроном или патронами было предпочтительнее краткосрочного выигрыша за счет мошенничества. 58-59

Магрибы вели активную торговлю в Средиземном море в XI веке, в XII веке попытались вести торговлю в Индийском океане, но по разным причинам, в первую очередь, политическим, их торговля пресеклась, сами магрибы растворились в еврейских общинах Средиземноморья и сошли с исторической сцены. 78-79

Институциональные правила агрегируют частную информацию и знания и распределяют их в сжатой форме. Пример: формальные правила дорожного движения устанавливают допустимую скорость, но, наблюдая за опытными водителями, новички обычно копируют их поведение. Отсюда следует, что формальные правила не следует путать с институциональными. Формальные правила помогают акторам формировать свои верования и нормы, которые они обновляют, наблюдая за поведением остальных. 133-134

Любопытная цитата из Дюркгейма: «Институты – это нечто, что за пределами нас, и нечто, что внутри нас». 144-145

Чтобы институты были устойчивы во времени, они должны воспроизводиться. Институты воспроизводятся, когда правила и верования, направляющие и мотивирующие действия индивида, не опровергаются наблюдением за поведением других индивидов и последствиями этого поведения. 161

Очень любопытен сравнительный анализ средневековых Генуи и Венеции. И Генуя и Венеция смогли выработать институты, способствующие межклановой кооперации и экономическому процветанию, но Венеция преуспела, потому что институты Генуи были саморазрушающимися, в то время как институты Венеции – самоусиливающимися (self-reinforcing). 172 Что имеется в виду?

В 1164г. война в Германии отвлекла внимание императора от Италии. Из-за отсутствия внешней угрозы Генуя вернулась к политической конструкции, существовавшей до 1154г., т.е. до похода Фридриха Барбароссы в Италию. Параметры богатства были значительно выше, чем до 1154г., и это привело к тому, что равновесие между кланами, достигнутое взаимным сдерживанием, было разрушено. Началась межклановая гражданская война, приведшая к упадку Генуи. 173 Венеции удалось избежать этого путем учреждения в 1032г., консультативного совета, ограничившего власть дожа. 176. В результате в Венеции все кланы могли объединиться против одного клана, пытавшегося нарушить правила игры. Этот институт был самоусиливающимся. Это очень краткое изложение, разумеется.



Сравнение магрибов и генуэзцев представляется натянутым и нерелевантным. Прежде всего, потому что у них были разные цели. Магрибам не было нужды превращать свой город в самый богатый и могущественный город Средиземноморья. Свою общину – да, но их община была мобильной и распределенной по разным городам. Больше того, в задачи магрибов не входила такая задача как сохранение своей магрибской общины, поэтому они так легко абсорбировались в другие еврейские общины.

Наиболее драматичные и успешные институциональные изменения в истории совершались лидерами, пророками и визионерами, не опиравшимися на существующие механизмы создания институтов. 201 Мухаммед создал новую религию и новую политию, не опираясь на существовавшие институциональные механизмы, попросту разрушив их. 202

Институты имеют проникающее влияние на поведение, потому что индивиды ищут когнитивное, координирующее, нормативное и информационное руководство своим поведением. В ситуациях, когда институты генерируют поведение, люди находят это руководство в институциализированных правилах. 383

Исследование не подтвердило устойчивое представление, что рыночная экспансия и экономическое развитие нуждаются в эффективном государстве. 388 Экономические и политические корпорации сыграли центральную роль в коммерческой экспансии в позднем средневековье. 389



Tags: Новое Средневековье, институты, прочитано мной, теория игр, фальсификация истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment