oleg_butenko (oleg_butenko) wrote,
oleg_butenko
oleg_butenko

Category:

Стэнли Коэн. Народные дьяволы и моральная паника

Классическая социологическая работа (1972г.), внезапно ставшая актуальной в связи с протестами в США и движением BLM.

Коэн изучал моральную панику, возникшую в британском обществе на почве страха передмодами и рокерами. И если старые рокеры все еще трясут чреслами, то моды вышли из моды еще в конце 60-х, и нужно справляться в интернете, кто это такие.

Разумеется, ни моды ни рокеры никакой опасности для общества не представляли, даже когда дрались в скучных пляжных городках южной Англии.



Коэн пришел к выводу, что моральные паники возникают, если перед обществом в виде угрозы или проблемы встают:

1. Хулиганы из рабочего класса.
2. Школьное насилие и буллинг.
3. Наркотики.
4. Насилие в отношении детей, сатанинские ритуалы и педофилия. (Почему-то Коэн объединил это в одну рубрику).
5. Секс, насилие и обвинения медиа в гламуризации насилия.
6. Мошенничество с вэлфером и одинокие матери.
7. Беженцы и просители убежища: запрудят нашу страну и истощат социальные ресурсы.

Интересно, что в этом списке нет гомосексуализма и расовой нетерпимости. Очевидно, для 1972 гомосексуализм все еще был табу, а в 2020 это уже настолько не табу, что даже не стоит упоминания.

Любопытно, что Коэн сравнивает моральные паники с катастрофами, природными или рукотворными, и приходит к выводу, что они имеют ту же структуру: предупреждение, угроза, наступление катастрофы, оценка ущерба, операция по спасению, исправление, восстановление. Но тогда возникает вопрос: а не является ли моральная паника для социальной системы средством защиты? Ведь иногда моральная паника имеет реальную подоплеку.

СМИ избыточно демонизируют «народных дьяволов», преувеличивая их опасность и даже намеренно завышая статистику эксцессов.

Простое противоядие против моральной паники – это вопросы: «Если данное поведение девиантно, то для кого? И почему?»; «Если данное социальное явление проблемно, то проблемно для кого? И почему?»

Соскальзывание в риторику моральной паники зависит не от количества случаев (скажем, школьного насилия), а во время когнитивного перехода с вопроса «как это могло случиться в таком месте как это?» к предположению «это могло случиться в любом месте». Пример – массовое убийство в школе «Колумбайн» (1999), когда вопрос о том, почему это могло случиться именно здесь? трансформировался в рассуждения, что это могло случиться в любом месте.

Общий вывод из работы Коэна в том, что ни народных дьяволов, ни моральных паник бояться не следует. Разговоры о том, что в США начинается новая гражданская война или США развалятся и т.п., - следует воспринимать как паникерство и пропаганду.



Tags: Новое Средневековье, США, власть, институты, интеллигенция, общество, прочитано мной
Subscribe

  • Сериал «Корона»

    The Crown (TV series). 2014 - наст. время. У публики нездоровый интерес к британской королевской семье, и этим объясняется успех сериала, потому что…

  • Ван Гог. Письма

    Есть книги, которые читаешь с пользой, а есть книги, которые читаешь с удовольствием. Письма Ван Гога я прочел с удовольствием. Ван Гог у меня…

  • «Король Лир» Григория Козинцева (1971) и «Король Лир» Ричарда Эйра (2018)

    Когда-то давно я читал «Короля Лира», но вот решил посмотреть эти две постановки, причем подряд. При этом я не забывал, что Лев Толстой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment