oleg_butenko (oleg_butenko) wrote,
oleg_butenko
oleg_butenko

Categories:

Борис Савинков. Воспоминания террориста

Почему Савинков не признан классиком русской литературы? Его книги печатали огромными тиражами во все периоды советской власти. Первое издание вышло в СССР в 1928г., т.е. через 3 года после само/ убийства автора. Книжка Савинкова, которая была в моем распоряжении, издана в 1990г. тиражом 120 тыс.

Но, может, он массовый писать? Тоже нет, потому что он писал, во-первых, документальные повести от первого лица, во-вторых, писал хорошо.

Можно ли извлечь какие-то уроки для современности из судьбы и сочинений Бориса Савинкова?

Да. В начале XX века эсеры-террористы были самой опасной политической силой в России. Они устроили систематическую охоту на высших должностных лиц империи и многих-таки перебили: Сипягина, Плеве, великого князя Сергея и т.д. Однако к власти пришли не они. К власти пришли большевики, которые разрабатывали методику перехвата и удержания власти. Захватив власть, большевики расправились со своими врагами, в т.ч. с эсерами и с самим Савинковым.

Он признал это в повести «Конь вороной», написанной в Париже в 1923г.: «Мы выросли в парниках, в тюрьме или в "вишневом саду". Для нас книга была откровением. Мы знали Ницше, но не умели отличить озимых от яровых; "спасали" народ, но судили о нем по московским "Ванькам"; "готовили" революцию, но брезгливо отворачивались от крови. Мы были барами, народолюбцами из дворян. Нас сменили новые люди. Они "мечтают" единственно о себе».

Другими словами, имеет значение только власть. Концентрировать внимание и усилия на политических деятелях современности – это зря терять время.

Второй урок – это провокаторы: Азеф, «практический руководитель террора» и поп Гапон, «человек, который завоевал и подчинил себе массы».

«Гапон… предал всю массовую революцию. Он показал, что массы слепо шли за человеком, недостойным быть не только вождем, но и рядовым солдатом революции». Гапона повесили на крючке от вешалки в 1906г.



Но вот почему эсеры не убили Азефа? – это очень большой, до сих пор не разрешимый вопрос. В книге есть сцена, где уже после разоблачения Азефа Савинков и Чернов приходят к нему и почему-то дают время «подумать». (О чем?) «Мы ушли. Вслед за нами во втором часу ночи Азеф вышел на улицу в сопровождении своей жены и скрылся». Остаток жизни Азеф прожил в Германии не скрываясь, и Бурцев описывает, как в 1912г. встречался с ним во Франкфурте. Несмотря на обилие мемуаров и свидетельств, есть в истории с Азефом что-то загадочное.

«Каляев любил революцию так глубоко и нежно, как любят ее только те, кто отдает за нее жизнь. Но, прирожденный поэт, он любил искусство. Когда не было революционных совещаний и не решались практические дела, он подолгу и с увлечением говорил о литературе». Вопрос: исходя из этой характеристики, можно ли ожидать, что такой человек как Иван Каляев захватит власть и будет ее удерживать долгое время? Ответ: однозначно нет. Во-первых, власть – это именно практическая вещь, не совместимая с поэзией. Во-вторых, если заранее готовиться отдать жизнь за какое-то дело, то в результате и жизнь отдашь, и дела не сделаешь.

Впоследствии Каляев «пропустил возможность» бросить бомбу в великого князя Сергея, потому что в карете заметил великую княгиню и детей. Этот поступок (не бросать бомбу в детей) был одобрен Савинковым. Но потом Каляев все же убил великого князя Сергея и был повешен в 1905г.

Егор Созонов, убийца Плеве, писал Савинкову с каторги: «Сознание греха никогда не покидало меня». Уверен, что у виднейших большевиков не было даже понятия о грехе. Плевать они хотели.



Tags: Россия, власть, интеллигенция, личности, прочитано мной, террор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment