oleg_butenko (oleg_butenko) wrote,
oleg_butenko
oleg_butenko

Categories:

И.С. Кон. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке

Первое издание книги вышло в 1997 году, и понятно, что она очень устарела. Но академик И.С. Кон – патриарх советской социологии, поэтому прочесть книгу стоит по трем причинам: во-первых, из уважения к автору, во-вторых, книга честная, и в-третьих, в ней есть шокирующие сведения.

Например, я знал, что в СССР делали рекордное количество абортов (по числу абортов на 100 рождений опережая Францию в 10 раз), но я не знал, что это была целенаправленная политика государства и врачей. Клиники давали доход государству и левые доходы – врачам. Но главное – замена абортов таблетками и презервативами ослабляла государственный контроль за репродуктивным поведением и замену его сознательным самоконтролем. Советские презервативы были ужасными, их называли «калошами», а закупать импортные никто не собирался.

Еще одна неожиданность: Кон утверждает, что общей тенденцией советского общества на всем протяжении его истории была демаскулинизация мужчин: мужчина в СССР не мог проявить своих маскулинных черт, наоборот, чтобы чего-то добиться (а иногда и выжить) ему нужно было быть не смелым, а хитрым, не гордым, а сервильным, не самостоятельным, а конформным. И конечно, он с рождения был зависим от женщин, сначала – от матери, затем – от воспитательницы и учительницы, наконец, от жены.

В СССР и старой России никогда не было того, что по-английски называется “privacy”, в русском языке нет даже такого слова, и оппозиция частного и публичного размыта. Это происходило из-за хреновых жилищных условий. Русский секс – это либо где-то на лавке, либо под лавкой, либо в подъезде, либо в коммуналке с фанерными стенами.

Поэтому сексуальной культуре в России неоткуда было взяться. Россия – это страна анемичной, блеклой сексуальной культуры.

Любопытно, что к гомосексуализму в старой России относились весьма терпимо. Это странно, особенно учитывая низкую сексуальную культуру. В XV-XVII вв. гомосексуализм был широко распространен, и об этом писали все иностранцы, побывавшие в России: Герберштейн, Олеарий, Маржерет, Коллинс и др., а Крижанич, проживший в России много лет, писал, что русские с этим «просто шутят».

Граф Сергей Уваров, автор формулы «православие, самодержавие и народность», был чуть ли не открытым геем, и назначил своего любовника, князя Дондукова-Корсакова, вице-президентом Императорской Академии Наук и ректором Санкт-Петербургского университета.



Граф Сергей Уваров

Законодательством XIX века мужеложство каралось, но эта норма применялась редко, избирательно и мягко. В СССР наказание за
мужеложство было необходимо КГБ – чтобы запугивать, шантажировать и рекрутировать сексотов.

Но в зонах культивировалась особая культура мужского насилия с четким выделением касты опущенных (ок.10% всех заключенных). Кон пишет, что это не было связано с гомосексуальностью жертв насилия и насильников, а с культурой принуждения одних мужчин другими, и распределением ролей – верх и низ. Сексуальная интромиссия только закрепляла эти отношения. Учитывая, что через зону прошли миллионы людей, эта культура распространилась на все общество далеко за пределы зоны и особенно на армию.

Разумеется, эти отношения поощрялись лагерной администрацией.

Интересно, что в 1910г. был проведен опрос томских студентов-революционеров, и 80% опрошенных отметили «облагораживающее» влияние революционной деятельности на их сексуальность, 13% - уменьшение своих сексуальных потребностей. «Облагораживающее» влияние – это эвфемизм для воздержания. Надо полагать, если бы студенты меньше забивали голову ерундой и просто удовлетворяли свои потребности, то никакой революции бы не было.

Вообще этот вопрос: революция как результат репрессированной сексуальности, - никем глубоко изучена не была.

Сексология в СССР – это один сплошной кошмар. Кон пишет, что его первая сексологическая статья была опубликована в 1981г. журнале «Вопросы философии» (!) с заведомо непонятным названием «На стыке наук». В конце 80-х за распространение порнографии судили студента, который ксерокопировал «Лолиту» Набокова.

Цензура была тотальной. В сборнике русских переводов Марциала было выпущено 88 стихотворений, в основном те, где упоминались любовные отношения между мужчинами и или оральный секс. При переводах арабской поэзии любовные стихи, обращенные к мальчикам, переадресовывались девушкам.

Важный вывод: «Марксистская идеология подозрительно относилась к таким понятиям как "дух", "душа" и "духовность" - от них попахивало идеализмом и религией. Но если внимательно рассмотреть нормативный канон "советского человека", окажется, что он не только бездуховен, но и бестелесен. Точнее говоря, это бездуховная бестелесность».

Tags: КГБ, Новое Средневековье, власть, демографический кризис, здравоохранение, интеллигенция, общество, прочитано мной, совок
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments