oleg_butenko (oleg_butenko) wrote,
oleg_butenko
oleg_butenko

Categories:

Белый тигр (2021)

Режиссер: Рамин Бахрани

Вероятно, фильм станет одним из лучших фильмов 2021 года. Но фильм об Индии, которой мало кто интересуется, поэтому вряд ли он дойдет до массового зрителя, и мало кем будет понят.

Мне фильм понравился потому, что он опровергает два великих мифа: миф об Индии как стране бесконечной духовности, и миф о метафизическом воздаянии за преступление (миф о «Преступлении и Наказании»).

Начнем со второго мифа, как более увлекательного. Оказывается, так можно было:полоснуть хозяина осколком бутылки по горлу, украсть 4 млн. рупий и зажить как махараджа в иллюзорном Бангалоре – индийской Кремниевой Долине. И никаких тебе угрызений совести и неприятностей с полицией. Тем более, что полиция тоже в доле.

Как это непривычно для людей, начитавшихся Достоевского.



Но проблема в том, что у Балрама, главного героя, получилось, а у Раскольникова, как мы помним, не получилась. Раскольников убивал старуху-процентщицу не просто потому, что ему были нужны деньги, а потому, что он восставал против Бога, и его голова была забита разными религиозно-этическими бреднями. У Балрама в голове ничего такого не было, наоборот, он использует религию для достижения своих целей. В фильме он все время производит какие-то манипуляции с фигурками индуистских божеств: расставляет в машине, в квартире, потом убирает, запихивает в карман и т.д. В другой раз религия помогает ему избавиться от конкурента: узнав, что старший слуга – тайный мусульманин, Балрам доносит об этом хозяину, не любившему мусульман.

Другими словами, религия становится инструментом для достижения цели.

Но в его Преступлении было еще кое-что – месть. Хозяева принудили Балрама подписать заявление о том, что он совершил наезд на пешехода, хотя наезд совершила жена хозяина. Кроме того, он часто видит, как Хозяин разъезжает по Дели с огромным чемоданом, набитым деньгами, и раздает взятки продажным политикам.

Поэтому Преступление Балрама можно рассматривать как восстание против элит.

Балрам, сочиняет письмо «Его Превосходительству премьер-министру КНР» Вэнь Цзябао, в котором рассказывает не только свою биографию, но и раскрывает свою политическую программу. Почему он пишет именно китайскому премьеру?

Считается, что в Индии есть демократия, а в Китае ее нет. И китайская система нравится Балраму больше. В каком-то месте он так и говорит: «Получив независимость, наши политики начали строить демократию, но забыли построить канализацию. Лучше бы они сначала построили канализацию».

В фильме есть одна героиня – Великий Социалист, постоянно побеждающая на выборах. Понятно, что речь об Индире Ганди, которая заигрывала с социализмом, при этом ее правительство было неэффективным и обвинялось в коррупции. Однажды суд признал ее виновной в нечестных методах предвыборной борьбы и чрезмерных расходах на выборы. По фильму – огромная взятка в 6 млн. рупий предназначалась именно ей.



Разумеется, в этом месте возникает несколько неприятных вопросов. Например, возможна ли в Индии другая форма правления, отличная от демократии? Вспомним, что Индира Ганди попыталась вести себя «недемократично» по отношению к сикхам, и для нее это печально закончилось. Или такой вопрос: а чем китайские правители лучше? Может, они менее коррумпированы?

Но здесь важно просто зафиксировать, что китайская модель для такого нового индийца как Балрам выглядит предпочтительнее.

Переходим к мифу об Индии как стране бесконечной духовности. Экзальтированные личности привыкли впадать в восторг от одних только слов: Ошо, Рерих, сансара, карма, ашрам, аура и прочая говинда. Но в фильме ничего этого нет. А такие понятия как традиции и народная культура олицетворяет зловредная бабушка Балрама – матриарх, Мать Индия. В какой-то момент Балрам понимает, что достичь успеха он сможет, только если забудет бабушку с ее традициями и всем семейством. Тем более, что в эти традиции не была включена регулярная чистка зубов и стирка белья, но было включено чесание в паху и сплевывание пережеванных листьев бетеля.

И все-таки основной конфликт в фильме – это не конфликт между Балрамом и его хозяевами или между Балрамом и его семьей, а конфликт между традицией и современностью. Если традиция велит тебе сидеть в клетке – к черту такую традицию.

Tags: Индия, Китай, общество, просмотрено мной
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment