oleg_butenko (oleg_butenko) wrote,
oleg_butenko
oleg_butenko

Category:

Алексис де Токвиль. Демократия в Америке

Кто ищет в свободе что-либо, кроме самой свободы, - создан для рабства.

Первый том «Демократии в Америке» был издан в 1835 году, скоро будем отмечать 200-летие. Однако книга остается поразительно актуальной. И даже сейчас, читая Токвиля, невольно задумываешься, действительно ли это написано во времена Эндрю Джексона и Николая I, а не перепечатано из сегодняшних новостных сводок?

Токвиль понял в США что-то очень важное, и точно об этом рассказал. В его биографии написано, что он был консерватором, даже лидером консервативной Партии Порядка во Франции, но, по-моему, это ерунда. Независимо от сиюминутных политических предпочтений, он был готов к социальным экспериментам, и точно предсказал для Франции, что «мы, без сомнения, подобно американцам, рано или поздно достигнем почти полного равенства условий существования людей».

Вообще он многое правильно предсказал. Например, Гражданскую войну в США, вызванную противостоянием Севера и Юга. Или вот: «В Америке в основе деятельности лежит свобода, в России — рабство. У них разные истоки и разные пути, но очень возможно, что Провидение втайне уготовило каждой из них стать хозяйкой половины мира».

В отличие от своих современников-утопистов, Фурье и Маркса, он не строил замков из слоновой кости, а просто тщательно и добросовестно изучал современные общества, и то, что сейчас называется «трендами». И поэтому он был прозорливее их.

Собственно говоря, что же такое обнаружил Токвиль?

1. Он понял роль общины в жизни США: «Можно утверждать, что ни один из народов Европейского континента не знает, что такое независимость общины. Между тем именно в общине заключена сила свободных народов». По-моему, это фундаментальный закон, и каждый, кто задается вопросом: «Почему у такой-то страны получилось/ не получилось?», должен поинтересоваться состоянием общин.

2. Определил характер американской революции: «Революция в Соединенных Штатах была плодом зрелого и продуманного стремления к свободе, а не какого-то неопределенного, инстинктивного желания независимости. Она отнюдь не была вызвана стремлением к беспорядку; напротив, она шла под знаком любви к порядку и законности».

3. Значение Закона в современном обществе. «В мире не существует другой такой страны, где закон был бы столь всесилен, как в Америке, такой страны, где право применять закон принадлежало бы такому большому числу людей». «Зачастую европеец видит в государственном чиновнике лишь силу; американец же видит в нем право. Таким образом, можно утверждать, что в Америке человек никогда не подчиняется другому человеку, а повинуется лишь правосудию или закону». «Великая цель правосудия состоит в замене идеи насилия идеей права, в установлении правовой преграды между правительством и используемой им силой».

4. Значение децентрализации: «отличительной чертой исполнительной власти в Соединенных Штатах является ее крайняя децентрализация».

5. Он обнаружил «застой» как состояние, присущее несвободным обществам: «Когда из свободной страны приезжаешь в страну, лишенную свободы, то видишь необычайную картину: в первой стране все действует и движется, во второй — все спокойно и неподвижно. В первой только и слышишь об улучшении и прогрессе; наблюдая вторую, можно подумать, что общество уже достигло всех благ и теперь стремится лишь наслаждаться ими и отдыхать. Однако страна, которая активно работает, чтобы стать счастливой, обычно бывает более богатой и цветущей, чем та, которая довольна своей судьбой. Знакомясь с ними обеими, нелегко понять, почему в первой непрестанно появляются все новые потребности, а вторая, казалось бы, не имеет почти никаких желаний».

6. Ввел понятие «тирания большинства» или «всевластие большинства»: «Если когда-либо Америка потеряет свободу, то винить за это надо будет всевластие большинства. Это может произойти в том случае, если большинство доведет меньшинство до отчаяния и толкнет его к применению грубой силы. Тогда может наступить анархия, но наступит она как последствие деспотизма».

Важные цитаты:

Если вы станете рассматривать с интервалом в пятьдесят лет все то, что происходило во Франции начиная с XI века, вы не преминете заметить в конце каждого из этих периодов, что в общественном устройстве совершалась двойная революция: дворянин оказывался стоящим на более низкой ступени социальной лестницы, а простолюдин — на более высокой. Один опускается, а другой поднимается. По истечении каждой половины столетия они сближаются и скоро соприкоснутся. И этот процесс показателен не только для Франции.

Людей развращает не сама власть как таковая и не привычка к покорности, а употребление той власти, которую они считают незаконной, и покорность тем правителям, которых они воспринимают как узурпаторов и угнетателей.

...царства свободы нельзя достичь без господства нравственности, так же как нельзя сделать нравственным общество, лишенное веры.

я, пожалуй, даже не знаю другой такой страны, где бы любовь к деньгам занимала столь прочное место в сердцах людей и где бы открыто высказывалось столь глубокое презрение к теории о неизменном имущественном равенстве.

О Президенте США: «законы предоставляют ему возможность быть могущественным, однако условия, в которых он действует, делают его слабым». «Выборы американского президента все-таки можно рассматривать как период общенационального кризиса».

Любая власть усиливается по мере централизации — это общий, естественный закон, который открывается исследователю при изучении данного вопроса и который деспоты даже малого масштаба постигают инстинктивно.

Всемогущество большинства мне представляется столь угрожающим для американских республик, что средство, используемое для ограничения его всевластия, я рассматриваю как благо.

В Америке, например, есть мятежники, но нет заговорщиков.

Совершенно очевидно, что деспотизм разоряет людей, не давая им производить, не говоря уже о том, что он отбирает у них плоды производства; с почтением относясь к достигнутому богатству, он истощает сам источник богатства. Свобода же, напротив, создает в тысячу раз больше благ, чем разрушает. И у свободных наций народные средства возрастают значительно быстрее, чем налоги.

В чем же заключаются преимущества демократии? Реально они заключаются не в том, что демократия, как говорят некоторые, гарантирует процветание всем, а в том, что она способствует благосостоянию большинства.

Американцев больше всего волнуют не политические, а коммерческие дела, или, вернее, они переносят на политику привычки, приобретенные в коммерции. Они любят порядок, который необходим для успеха в делах, глубоко ценят умеренные нравы, которые лежат в основе прочной семьи.

Католичество, приучая верующих к послушанию, готовит их к равенству. Протестантство же, напротив, обычно направляет людей не к равенству, а к независимости.

Чем больше я думаю, тем больше убеждаюсь в том, что единственное различие цивилизованного и нецивилизованного человека в их отношении к справедливости заключается в следующем: первый оспаривает само существование прав, основанных на справедливости, тогда как второй просто нарушает эти права.

Несмотря на то что человек во многих отношениях похож на представителей животного мира, он все же отмечен одним, лишь ему принадлежащим свойством: в отличие от животных он самосовершенствуется.

Когда только богатые люди имели часы, почти все они были великолепной работы. Сейчас подавляющее большинство часов сделано посредственно, зато все на свете их имеют. Таким образом, демократия не только устремляет человеческое сознание к полезным видам искусства и ремесел, но и побуждает мастеров очень быстро изготавливать множество несовершенных вещей, а потребителей — удовлетворяться качеством этой продукции.

Абстрактное слово подобно шкатулке с двойным дном: вы можете положить в нее любые идеи и незаметно для посторонних глаз забрать их назад.

Народ, в котором отдельная личность теряет возможность самостоятельно вести крупные дела, не приобретая при этом способности вести их сообща, вскоре вернется к варварству.

Я совершенно согласен с утверждением о том, что общественное спокойствие — великое благо, но я не желаю меж тем забывать и о том, что народы приходили к тирании именно путем установления образцового общественного порядка.

Демократическим народам всегда будет трудно делать две вещи: начинать войну и заканчивать ее.

Все великие полководцы обожают централизацию, которая увеличивает их могущество, а все великие диктаторы любят войну, которая заставляет народы сосредоточивать всю власть в руках государства.

все более утверждаюсь в вере, что для того, чтобы стать честным и процветающим, обществу необходимо лишь сильно этого захотеть.

Tags: США, власть, институты, личности, общество, прогноз чей-то, прочитано мной, сны о Европе
Subscribe

  • Мир викингов/ The Viking World

    The Viking World. Edited by Stefan Brink, Neil Price. Published 2011 by Routledge, 744 P. Книга выпущена в той же серии, что и «Мир…

  • Эжен Фромантен. Старые мастера

    Никогда бы не прочитал эту книгу, если бы не восторженные отзывы на нее в «Письмах» Ван Гога. Книга посвящена классическому голландскому…

  • Константин Симонов. Истории тяжелая вода

    Я прочел воспоминания Симонова по двум причинам: во-первых, считается, что Симонов в своих воспоминаниях воспроизводил события с документальной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments